Центр правозащиты провел первый тренинг для российских уполномоченных

17 мая 2019 г., пятница

17 мая в Казани российские уполномоченные на площадке Научно-образовательного центра по правам человека приняли участие в семинаре-совещании, где в рамках обучающего тренинга обменялись опытом и отработали повседневные ситуации по вопросам обращений граждан.

В частности, омбудсмены при рассмотрении конкретных кейсов подбирали релевантный нормативно-правовой материал, актуальную судебную практику и вырабатывали правовой алгоритм действий.

Открывая семинар, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации Татьяна Москалькова отметила важность проводимого мероприятия.

«Когда я вступила в должность Уполномоченного, вы стали просить о площадке, на которой мы могли бы обучаться и обмениваться опытом. И такая площадка действительно очень нужна, ведь жизнь идет вперед, у нас появляются новые функции, методы, сам аппарат меняется и нуждается в обучении. Обращаю внимание, что ни в одном вузе не готовят уполномоченных. Получается, что омбудсмен — это особое явление, требующее соответствующих навыков, умения отстраивать коммуникацию.
Но обучиться этому аппарат нигде не мог, нет такой отдельной профессии, мы и юристы, и психологи, все вместе», — заявила Уполномоченный.

«Вашу просьбу я озвучила Президенту России, и Владимир Путин пошел нам навстречу. Под эгидой МГЮА имени О. Е. Кутафина теперь он создан и будет предоставлять площадки для дискуссий, встреч и обмена опытом для уполномоченных по правам человека, для уполномоченных по правам ребенка, если захотят, для членов ОНК и правозащитников», — подчеркнула Татьяна Москалькова.

Федеральный омбудсмен также поделилась личным опытом работы с обращениями граждан. Татьяна Москалькова акцентировала внимание на форме общения с заявителями как письменную, так и при личном приеме.

«В письменных ответах вы должны найти слова сочувствия — это очень важно, потому что кроме нас никто из других органов не обязан это делать: у них четкая задача — сообщить по существу и не более. Кроме того, очень прошу не предрешать судьбу обращения, что бывает часто — прочитали и обнадежили или наоборот сказали, что ничем помочь не смогут. Еще момент: мы часто получаем документы не в полном пакете, запрашиваем их у гражданина или органов, я в таких случаях прошу не стесняться и звонить самому заявителю и просить ускориться. Они удивляются, что мы напрямую общаемся, но мы можем себе позволить», — подчеркнула Уполномоченный.

В свою очередь, уполномоченный по правам человека в Республике Татарстан Сария Сабурская рассказала коллегам о региональной информационной системе «Народный контроль», которая успешно функционирует с 2012 года.

«Этот проект позволяет любому гражданину сообщить органам республиканской власти о проблеме, указав ее местонахождение и приложив фото. Более того, каждый пользователь может поддержать указанные в системе проблемы, повысив тем самым их значимость. Всего работа «Народа контроля» идет по 64 категориям, позволяя гражданам оценить работу ведомств и районов или вернуть на дорассмотрение уведомление о рассмотрении их заявки. По системным вопросам, которые выявляет мониторинг и анализ системы, формируются соответствующие предложения и направляются президенту республики. «Аппарат президента оказывает нам огромную поддержку: ежемесячно мы информируем его о том, что удалось сделать, а где нам нужна помощь», — сказала Сария Сабурская.

Всего в «Народный контроль» на сегодняшний день поступило 211 747 заявок, по 87 процентов из них вынесены положительные решения, мотивированный отказ дан по 6 процентов заявок, более двух тысяч обращений находится сейчас в работе. Общее число комментариев от граждан перешагнуло за миллион.

«Жалоб в письменном виде с каждым годом становится все меньше, в то время как системой начинает пользоваться все большее число людей», -отметила региональный уполномоченный.

Сария Сабурская подчеркнула, что с «Народным контролем» во время визита в республику был ознакомлен Президент России, который впоследствии рекомендовал другим субъектам позаимствовать опыт Татарстана.

Кроме того, начальник департамента рассмотрения жалоб и правовой работы Управления Президента РФ по работе с обращениями граждан и организаций Светлана Финтисова напомнила российским уполномоченным, какими нормативными документами регулируются эти отношения.

Начальник управления по надзору за соблюдением прав и свобод граждан Главного управления по надзору за исполнением федерального законодательства Генеральной прокуратуры РФ Лариса Коптева рассказала о прокурорском надзоре за исполнением законодательства о порядке рассмотрения обращений.

Опытом организации работы с обращениями граждан и проведения личного приема также поделился начальник организационно-кадрового управления рабочего аппарата Уполномоченного Евгений Масленкин. В свою очередь, ведущий научный сотрудник Национального центра по правам человека Алексей Кокурин рассказал о психологическом сопровождении профессиональной деятельности уполномоченных, уделив особое внимание проблеме профессионального выгорания.

ПОДПИСАТЬСЯ НА НОВОСТИ
Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International